Раку к нам приходит!

В следующем году в Государственном Эрмитаже будет проходить выставка работ Раку Китидзаэмона XV и Анна Алексеевна Егорова уже активно взялась за подготовку к этому событию, в связи с чем на днях у нее произошло знакомство с самим Раку-сан, как он сам попросил его звать-величать.

Впечатлениями от встречи Анна Алексеевна поделилась в своем блоге.  Вот небольшая выжимка из поста: «В четверг прошедшей недели я познакомилась лично с Раку Китидзаэмон XV, которого отныне буду называть просто Раку-сан. Что уже смешно. Мне, конечно, хотелось называть его как-нибудь особо почтительно... Вот так представить себе, что пра-(13 раз)-дедушка гонял чаи с Сэн-но Рикю...»
Раку Китидзаэмон XV, Чаша Хитан (Струя горного потока), 1989


Анна Алексеевна в своем блоге уже писала о творчестве мастера. Приведу часть (большую) ее текста:
"Раку Китидзаэмон XV, сегодняшний глава мастерской Раку в Киото, родился в 1949 году.
Он унаследовал положение главы мастерской от своего отца, будучи его старшим сыном. На протяжении последних четырёх поколений наследование происходит от отца – к старшему сыну, хотя исторически соблюдение этого порядка было совершенно необязательным. Часто наследником становился представитель боковой ветви семьи, или муж дочери мастера, или усыновлённый ребёнок.

Китидзаэмон XV получил художественное образование на факультете скульптуры Токийского Университета изящных искусств, закончил его в 1973 году. После окончания университета он уехал продолжать образование в Италию. Но в 1980 году Китидзаэмон XIV умер, и его сыну пришлось вернуться из Италии в Японию, где в 1981 году он принял имя Китидзаэмон XV и управление семейной мастерской.

В 2007 он стал архитектором нового Музея Раку в Киото и чайного домика (павильона дома Раку) и Художественного музея Сагава в префектуре Сига.

Знаете, я даже совершенно не удивилась, узнав о том, что и в Токийском Университете, и в Италии он занимался скульптурой. Дарю тему диссера: «Влияние мастеров европейской скульптуры на японских керамистов XX-XXI веков». И формы, и фактуры его работ очень «скульптурны», и это прекрасно легло на традицию Раку, которая всегда лепилась только от руки, без гончарного круга.

Другим нововведением мастера был высокотемпературный обжиг якинуки ("предельный обжиг").

Глазури наносятся кистью по традиционной технологии, зелёная глазурь имеет в основе древесный пепел, а чёрная делается из камня Камогава.

Красные всполохи и полосы образуются при восстановительном обжиге медной глазури при наличии древесного пепла.

Обращу внимание, что наличие пепла в обжиговой камере не предполагает ни оборачивание вещи соломой, ни предварительное опускание в опилки, ни остужение в опилках или соломе. Это естественное явление (как в керамике Сигараки), которое можно только несколько активизировать, подавая воздух в поддувало печи, чтобы поднять пепел с пола обжиговой камеры и мягко и достаточно равномерно осадить его на поверхность предметов, обжигающихся без капсулей.

Техника обжига «якинуки» заключается (как это можно понять из редких публикаций) резким повышением температуры в печи для обжига изделий типа куро-раку и резким же охлаждением. Как только глазурь начинает созревать и плавиться, изделия вынимают из печи при помощи длинных щипцов, и остужают. Температура 1200° и выше достигается при помощи ручных мехов.

Такой обжиг традиционно производится после обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь."

Оригинал статьи с иллюстрациями высокого разрешения тут.

Музей керамики раку.
   

Комментарии