Автор статьи: Стина Бъёркель
Декоративный эффект прозрачности в форме рисовых зерен проявляется, когда изделие стоит против света.
Китайский фарфор имеет репутацию высококачественной продукции с тончайшим дизайном. В этой статье мы рассмотрим конкретный вид фарфора, который был назван «рисовый фарфор» или «Рисовое зерно» - в честь метода его изготовления. Термин, на самом деле, относится к декоративной технике, которая предполагает вырезание отверстий на поверхности необожженного керамического изделия, а затем глазурование. После обжига глазурь собирается в отверстиях, что делает отверстия полупрозрачными, в то время как остальная поверхность свет не пропускает.
Корни китайской керамики.
История китайского гончарного искусства насчитывает от 4 000 лет до 10 000 лет, в зависимости от источника, отсылая нас в дни, когда не было письменности для хранения записей событий. В отслеживании истории гончарного ремесла, это отсутствие учета было компенсировано открытиями, сделанными во время раскопок, в результате которых были обнаружены осколки глиняных объектов, которые датируются несколькими тысячелетиями. Было установлено, что в начале, керамические и фаянсовые изделия были сделаны исключительно для утилитарных целей, таких, как приготовление и хранение пищи.
Долгое время не было никаких различий в стилях керамики разных периодов. Изделия из глины, датирующиеся периодом до правления династии Шан( 1766-1122 гг до н.э.), это, в основном, изделия с грубой поверхностью и сероватым оттенком. Во время династии Шан происходит переход к более светлой и тонкой керамике. Начало хронологии китайской керамики официально считается время династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г н.э.). Этому времени было свойственно класть изделия из глины вместе с мертвыми в места захоронения. Эти изделия украшались изображениями самих мертвых, а также изображениями того, что было дорого им при жизни – люди, животные, вещи.
В период между 220 и 581 годами наше эры, в так называемый Период Раздробленности возрастает популярность глиняных фигурок животных. Фигура глиняного коня, относящаяся к периоду династии Тан (618 - 907 гг) – один из самых известных примеров древнего китайского искусства.
Люди периода династии Хан были первыми, кто проводили эксперименты с различными глазурями. С наступлением эры династии Сун (960 – 1279 гг) художники стали ярко декорировать керамику и покрывать монохромными глазурями. Один из самых известных типов глазури этого времени - селадон с зеленоватым нефритовым оттенком.
Эволюция в технологии изготовления фарфора.
Изготовление керамики и фарфора приобрело художественную силу во время династии Тан. Более чистое сырье, новые методы лепки – все это позволило создать широчайший диапазон форм с мелкими деталями.
Самый первый и главный императорский фарфоровый завод находился в городе Цзиндечжень (провинция Цзянси). Миссионер-иезуит по имени Пэре д'Антреколь установил отсчет фарфорового производства с описанием методов, используемых на заводе в двух письмах от 1712 и 1722 годов. Письма были первыми подробными отчетами об изготовлении китайского фарфора, которые когда-либо читали в Европе.
В 1930 году на выставке в Вене был представлен фарфор австрийской художницы Friedl Kjellber в технике «рисовое зерно»( техника известна со времен правления императора Цяньлуна (1711-1799)). Это событие привело к распространению данной техники в Северную Европу. В следующее десятилетие, «рисовый фарфор» серийно выпускался компанией «Arabia» в Финляндии. Был создан целые отделы, которые специализировались на деликатном процессе изготовления «рисового фарфора».
Рисовый фарфор назван так потому, что его орнамент напоминает рисовые зерна.
Как уже упоминалось в начале данной статьи, термин "рисовый фарфор" ссылается на метод, используемый для украшения поверхности фарфора путем вырезания отверстий в форме, напоминающих рисовые зерна до глазурования. Затем глазурь заполняет вырезанные области, создавая тонкую оболочку в отверстиях, что позволяет свету проходить насквозь после обжига.
Имеются вариации этой техники, когда отверстия остаются незаполненными и тогда изделие напоминает кружевную ткань. Эта техника называется Линглунг или «Дьявольская работа». Существуют расхожие данные о происхождении техники рисового фарфора. На сайте азиатского искусства эксперт Ян-Эрик Нильсон утверждает, что рисовый фарфор был изобретен в Турции в 14 веке еще до его появления в Китае. Другие источники сообщают, что техника эта была изобретена в Китае в 16 веке.
Техника рисового фарфора теряла свою популярность в разные периоды времени, но полностью она не была забыта. Сегодня, рисовый фарфор снова очень популярен - так что его можно найти почти в любой азиатской кухне и фарфоровых магазинах во всем мире. Наиболее распространенными образцами рисового фарфора являются сине-белые блюда и чаши с изображениями цветов, рыб или дракона в центре. Технический прогресс сделал возможным производить продукцию, подражающую технике рисового фарфора при помощи машин. Из-за того, что тело фарфор очень хрупкий, до сих пор получить такой декор механически чрезвычайно трудно. По этой причине, по-прежнему большое значение в производстве этого фарфора с интригующе мерцающей конструкцией имеют высококвалифицированные ремесленники по фарфору.
Источник
Декоративный эффект прозрачности в форме рисовых зерен проявляется, когда изделие стоит против света.
Китайский фарфор имеет репутацию высококачественной продукции с тончайшим дизайном. В этой статье мы рассмотрим конкретный вид фарфора, который был назван «рисовый фарфор» или «Рисовое зерно» - в честь метода его изготовления. Термин, на самом деле, относится к декоративной технике, которая предполагает вырезание отверстий на поверхности необожженного керамического изделия, а затем глазурование. После обжига глазурь собирается в отверстиях, что делает отверстия полупрозрачными, в то время как остальная поверхность свет не пропускает.
Корни китайской керамики.
История китайского гончарного искусства насчитывает от 4 000 лет до 10 000 лет, в зависимости от источника, отсылая нас в дни, когда не было письменности для хранения записей событий. В отслеживании истории гончарного ремесла, это отсутствие учета было компенсировано открытиями, сделанными во время раскопок, в результате которых были обнаружены осколки глиняных объектов, которые датируются несколькими тысячелетиями. Было установлено, что в начале, керамические и фаянсовые изделия были сделаны исключительно для утилитарных целей, таких, как приготовление и хранение пищи.
Долгое время не было никаких различий в стилях керамики разных периодов. Изделия из глины, датирующиеся периодом до правления династии Шан( 1766-1122 гг до н.э.), это, в основном, изделия с грубой поверхностью и сероватым оттенком. Во время династии Шан происходит переход к более светлой и тонкой керамике. Начало хронологии китайской керамики официально считается время династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г н.э.). Этому времени было свойственно класть изделия из глины вместе с мертвыми в места захоронения. Эти изделия украшались изображениями самих мертвых, а также изображениями того, что было дорого им при жизни – люди, животные, вещи.
В период между 220 и 581 годами наше эры, в так называемый Период Раздробленности возрастает популярность глиняных фигурок животных. Фигура глиняного коня, относящаяся к периоду династии Тан (618 - 907 гг) – один из самых известных примеров древнего китайского искусства.
Люди периода династии Хан были первыми, кто проводили эксперименты с различными глазурями. С наступлением эры династии Сун (960 – 1279 гг) художники стали ярко декорировать керамику и покрывать монохромными глазурями. Один из самых известных типов глазури этого времени - селадон с зеленоватым нефритовым оттенком.
Эволюция в технологии изготовления фарфора.
Изготовление керамики и фарфора приобрело художественную силу во время династии Тан. Более чистое сырье, новые методы лепки – все это позволило создать широчайший диапазон форм с мелкими деталями.
Самый первый и главный императорский фарфоровый завод находился в городе Цзиндечжень (провинция Цзянси). Миссионер-иезуит по имени Пэре д'Антреколь установил отсчет фарфорового производства с описанием методов, используемых на заводе в двух письмах от 1712 и 1722 годов. Письма были первыми подробными отчетами об изготовлении китайского фарфора, которые когда-либо читали в Европе.
В 1930 году на выставке в Вене был представлен фарфор австрийской художницы Friedl Kjellber в технике «рисовое зерно»( техника известна со времен правления императора Цяньлуна (1711-1799)). Это событие привело к распространению данной техники в Северную Европу. В следующее десятилетие, «рисовый фарфор» серийно выпускался компанией «Arabia» в Финляндии. Был создан целые отделы, которые специализировались на деликатном процессе изготовления «рисового фарфора».
Рисовый фарфор назван так потому, что его орнамент напоминает рисовые зерна.
Как уже упоминалось в начале данной статьи, термин "рисовый фарфор" ссылается на метод, используемый для украшения поверхности фарфора путем вырезания отверстий в форме, напоминающих рисовые зерна до глазурования. Затем глазурь заполняет вырезанные области, создавая тонкую оболочку в отверстиях, что позволяет свету проходить насквозь после обжига.
Имеются вариации этой техники, когда отверстия остаются незаполненными и тогда изделие напоминает кружевную ткань. Эта техника называется Линглунг или «Дьявольская работа». Существуют расхожие данные о происхождении техники рисового фарфора. На сайте азиатского искусства эксперт Ян-Эрик Нильсон утверждает, что рисовый фарфор был изобретен в Турции в 14 веке еще до его появления в Китае. Другие источники сообщают, что техника эта была изобретена в Китае в 16 веке.
Техника рисового фарфора теряла свою популярность в разные периоды времени, но полностью она не была забыта. Сегодня, рисовый фарфор снова очень популярен - так что его можно найти почти в любой азиатской кухне и фарфоровых магазинах во всем мире. Наиболее распространенными образцами рисового фарфора являются сине-белые блюда и чаши с изображениями цветов, рыб или дракона в центре. Технический прогресс сделал возможным производить продукцию, подражающую технике рисового фарфора при помощи машин. Из-за того, что тело фарфор очень хрупкий, до сих пор получить такой декор механически чрезвычайно трудно. По этой причине, по-прежнему большое значение в производстве этого фарфора с интригующе мерцающей конструкцией имеют высококвалифицированные ремесленники по фарфору.
Источник
Спасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалитьРисовый фарфор выгляди очень нежным, интересно было бы посмотреть на него вблизи или даже подержать в руках - во время путешествия такой фарфор мне не встретился, к сожалению :)
В Кунсткамере он есть:)) Там одна чаша всего, если не ошибаюсь, представлена на экспозиции.
ОтветитьУдалитьКакая замечательная идея! Большое спасибо за интересную подборку материалов.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень интересная статья!
ОтветитьУдалитьchoco_lada, рада, что вам понравилось.
ОтветитьУдалитьВсем спасибо за комментарии))
Спасибо большое, нигде не встречала такой информации. Хотела продать чайный сервиз, но теперь уж нет. оказывается это редкость:)! А красота и хрупкость, это точно!
ОтветитьУдалить