Стиль Орибэ.

Стиль Орибэ в японской керамике. (С 16 в по наст. вр.)

Основатель стиля, Фурута Орибе (1543-1615 гг.) был японским генералом и следующим после основателя мастером чайной церемонии знаменитой школы Рикю, основанной в XVI веке.
Для чайной церемонии Фурута Орибэ выбирал посуду, резко отличавшуюся по внешнему виду от традиционно использовавшейся в чайном действе. Для чашек и других емкостей были характерны асимметричные формы. Очень часто предпочтение отдавалось деформировавшейся во время обжига посуде. Известен случай, когда в качестве кувшина-мидзусаси Орибэ использовал керамические емкости с трещинами, из которых вытекала вода. В чайных чашках, в которых мастер приготовлял гостям напиток, нередко неудобно было размешивать веничком-шлсэн чайный порошок. Однако оригинальность внешнего вида имела для Орибэ, пожалуй, более важное значение, чем пригодность утвари в утилитарном плане.

Чайная утварь у Фурута Орибэ была, как правило, японского изготовления с гончарных производств в Сэто и Бидзэн, причем новая. По свидетельству трактата "О чае", чайные чашки, которые Орибэ использовал из года в год, были свежеобожженые и искривленные изделия из Сэто. Орибэ выносил в чайную комнату и другие чайные чашки, большей частью они были обожжены в том же году. Именно такую утварь чайный мастер, судя по Записям услышанного от господина Фурута Орибэ, признавал отвечающей принципам эстетики ваби. Еще при жизни Сэн Рикю Орибэ повернул во время чайной церемонии в сторону гостей впадину на керамической чайнице, и Рикю похвалил своего ученика. 

По свидетельству крупного феодала Окоти Кимбэя, знавшего Орибэ, чайный мастер умышленно разбивал утварь тонкой работы и отдавал ее в ремонт, чтобы она выглядела совершенной.
Впоследствие он создал своеобразный стиль, сочетавший грубоватую небрежность форм раку и элегантную простоту декора. Изготавливались первые изделия в гончарных печах Мино (Префектура Гифо). Глина, с высоким содержанием железа, формируется вручную на гончарном круге или рапированной лепкой. Орибэ использовал зеленую глазурь, полученную путем смешения пепловой глазури с полевым шпатом и окисью меди (сульфатом меди). Такой глазурью покрывалась только часть изделия, а на оставшуюся открытой поверхность коричневым железистым пигментом наносился эскизный узор, который затем окрашивался белой полевошпатной глазурью. Для получения бриллиантового зелёного цвета, изделия Орибэ подвергают окислительному обжигу при температуре 1220 С. Мастер говорил, что эти цвета, ставшие традиционными, отражают расцветку изготавливаемых в ту эпоху тканей.

Поверхность Орибэ расписывается живими геометрическими узорами, узорами природных явлений или их сочетанием. Они предельно лаконичны и изящны: рисовый колосок, сохнущая на шнурке хурма, спицы колеса. Были времена, когда роспись выполнялась детьми ,которые еще не заботятся о совершенстве владения кистью. Сквозь кракелюры в черепок проникают частицы чая, окрашивая его и образуя сетку благородной патины, которая с каждым употреблением чаши становится все красивее.
Существует несколько ответвлений этого стиля, например Наруми Орибэ. Тело сосуда делалось из красной глины, что дает возможность использования белого ангоба. Белые пятна почти всегда обрамлены коричневой росписью.

Куро (черное) Орибэ очень ценилось в период начала развития этого стиля, так как оно лучше подходило к идеалам ваби, чем коричнево-зеленое Орибэ. Декорировались изделия строгими черными в основном геометрическими узорами. Внешне они очень походили на Раку, но видно было, что обжиг производится при более высокой температуре, и черепок был гораздо тверже. При росписи иногда использовались шаблоны - их накладывали на те части, которые должны были оставаться белыми перед окунанием в глазурь.
Взято тут.

Комментарии