Особенности стиля и декора керамических изделий Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912)

Кондратова А.О.
Дипломированный специалист, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Профсоюзов

 Аннотация
Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в обществе возник большой интерес к искусству Японии в целом, и к предметам керамики эпохи Мэйдзи в частности. Коллекционирование этих предметов – выгодное капиталовложение, но пока ещё довольно рискованное, так как нет исследований, в которых содержатся подробные сведения о стилях и видах японской керамики изучаемой эпохи. Цель исследования  — выявить отличия и стилистике керамических изделий, изготовленных в период Мэйдзи, на экспорт и для внутреннего рынка. Материалы этой работы могут быть полезны начинующим коллекционерам, владельцам галерей и антикварных салонов, арт-дилерам, искусствоведам, и всем тем, кто интересуется японской керамикой эпохи Мэйдзи.

Стилем, или стилистическим оформлением японской керамики, следует считать совокупность признаков, характеризующих предметы керамики определенного региона или центра изготовления. К этим признакам относятся колорит, орнамент, декоративные элементы или сюжет росписи.
Изначально, японские гончары-ремесленники в росписях керамики копировали китайские или корейские образцы. Это объясняется тем, что фарфор появился в Японии позднее, чем у её ближайших соседей, и тем что первые печи на территории Японии были построены корейскими гончарами.
Первый фарфор в Японии появился в начале XVII века, в Арита, и в подражание китайскому фарфору Минской эпохи, мастера стали украшать сосуды подглазурной росписью, используя голубую или синюю краску, полученную из минерального кобальта [Илл.1]. Поэтому фарфор этого периода довольно сложно отличить от китайского (Каневская Н.А. Японский фарфор  XVII – XIX вв.. По материалам коллекции Государственного Музея Востока. – М.:ГМИНВ, 2004. — С. 6.) [Илл.2].
1. Блюдо Арита, конец XVII в. 
Подглазурная роспись кобальтом, д 26см. 
Государственный Музей-Заповедник Гатчина, 
Санкт-Петербург.
2. Блюдо, Китай, 1644-1662. 
Роспись кобальтом в стиле «цветы и птицы». 
Государственный Музей-Заповедник Гатчина, 
Санкт-Петербург.



















На экспорт керамика из Арита вывозилась через город-порт Имари, потому в Европе она получила известность как керамика Имари. Для более точной атрибуции керамики, изготовленной в этом регионе, Н.А. Каневской была предложена хронология, по которой изделия до 1868 года из провинции Хидзэн, где находится городок Арита, называлась Имари, в разных вариациях, а с 1868 все именовалось керамикой Арита.
Фарфор, сделанный в Арита в 1620-1650 годах, назывался сёки-Имари, а изделия 1650-1720 годов – ко-Имари (Каневская Н.А. Японский фарфор  XVII – XIX вв.. По материалам коллекции Государственного Музея Востока. – М.:ГМИНВ, 2004. — С. 15).
3. Блюдо, XVII в. Керамика Ао-Кутани, 
надглазурная роспись, эмаль, д 20 см. 
Коллекция Хасэбэя, Токио.
В 1650-1710 годах был создан фарфор, сильно отличающийся по стилю от Ко-Имари, который пользовался большой популярностью у японцев и получил название Ао-Кутани (зелёные Кутани) [Илл.3]. В декоре его использовались стилистические приемы, характерные для японского декоративного искусства  XVI-XVII вв.

Керамика Арита знаменита цветом  подглазурной эмалеи, особенно это относится к изделиям Ао Кутани – так называемое зеленое кутани. Типичные цвета керамики Арита – интенсивный зеленый, в сочетании с желтым, черным, синим, и пурпурно-красным, переходящим в темно-фиолетовый. Самые знаменитые изделия Ао-Кутани восходят ко второй половине XVII века. Преимущественно, это большие, парадные блюда с пышной росписью, выполненной в двух или трех цветах. Более мелкие предметы украшены, как правило, скромнее, часто только одним рисунком, выполненным в характерных тонах кутани, на белом фоне [Илл.4].
4. Тарелка, эпоха Эдо XVII -середина XVII в.
Керамика Кутани, д 19,5 см.
Музей Хатакэяма, Токио
Керамика 1823-1831 годов получила название Сайко-Кутани (возрожденный Кутани), и создавалась гончарами купца Ёсидая, который привлек мастеров из Кутани, Киото и Сигараки. Для стиля Сайко-Кутани характерно возвращение к технике Кинрандэ с использованием в большом количестве красной и золотой эмали.
В 1848-1863 керамика Ко-Кутани (старый Кутани) внешне похожа по стилю на Ко-Имари – это также сине-белый фарфор с подглазурной росписью.
В XVIII-XIX веках стиль Имари сильно развился благодаря тому, что в Арита работало очень много мастерских, и все они производили предметы разного стиля. Так, стиль Имари этого периода включал в себя такие стили как Хакудзи, Рури, Суйсака, Сэйдзи, Сомэцукэ, Иро-э, Кинрандэ и Нисикидэ (Каневская Н.А. Японский фарфор  XVII – XIX вв.. По материалам коллекции Государственного Музея Востока. – М.:ГМИНВ, 2004. — С. 15).
Во второй половине XIX века в стиле Кутани создавались фарфоровые изделия с тонким черепком, и важное место отводилось декоративной роли белого цвета.
На протяжении всего XIX века по всем районам страны продолжалось активное распространение стиля Имари.
В 1868 году стиль изделий, изготовленных в окрестностях Имари-Арита, был окончательно назван Арита.  Изделия, выполненные в этом стиле, расписывались синим кобальтом с обильным добавлением красной и золотой эмалей. К основной синей подглазурной росписи, добавлялась роспись золотыми красками, благодаря чему создавалось ощущение глубины и казалось, будто один сюжет наплывает на другой. Часто встречаются композиции из цветов и орнаменты, по краю горловины, или отделяющие одну часть сосуда от другой.
5. Миска, конец XVII-начало XVIII в.
Керамика Какиэмон, д 23,5 см.
Музей Хатакэяма, Токио.
Керамика Какиэмон отличается от остальных изделий Арита чрезвычайно изящным рисунком, гармонирующим с нерасписанной поверхностью. Этот эффект можно обнаружить на изделиях с цветными эмалями [Илл.5], и на предметах с подглазурной росписью. Сакаида Какиэмон (1596-1666) – создатель керамики, разработал особо тонкий фарфор отличного качества. Его изделия были расписаны полихромными эмалями по молочно-белому фону. Иногда в живописи цветными эмалями различимы тонкие черные контурные линии, благодаря которым рисунок выделяется на фоне. Изделия Какиэмон также знамениты тщательно нанесенной подглазурной росписью кобальтом и подглазурной и надглазурной эмалью.
6. Блюдо, начало XVII в. Керамика Набэсима,
шир. 18,5. Музей Хатакэяма, Токио.
Набэсима – еще один вид фарфора из Арита, совершенно другого стиля и качества. Лучшие годы новаторского дизайна Набэсима приходятся на первые три десятилетия XVIII века (Искусство Восточной Азии (Ostasiatische Kunst). Сост. Г.Фар-Бекер. Пер с нем. Бушуева Ю.С., Яшина Г.А., Цымаблова О.Б. – Мюнхен: Tandem Verlag GmbH, 2007. — С.620). Для керамики этого стиля характерны  круглые блюда,  которые выпускались в наборах по пять, десять или двадцать штук. Кроме того, изготавливались маленькие чашки, сосуды для сакэ, курильницы. Большинство блюд и подносов имели высокие основания, украшались под- или надглазурной росписью, разноцветными эмалями, иногда с использованием только зеленого селадона или в комбинации с другими цветами [Илл.6]. Декоративное оформление было изысканным и исполнено с фантазией, в композициях часто использовались рисунки тканей того времени.
 7.  Чаша с праздничной процессией Вторая половина XIX в.
Ябу Мэйдзан (1853 — 1936), керамика Сацума – Осака,
фаянс, роспись, позолота.
Государственный Музей Востока, Москва
Керамика Сацума выполнена из светлой керамической массы и покрыта глазурью с мелкими трещинками, с яркой росписью и позолотой [Илл.7]. Большая популярность в Европе XIX – XX века керамики Сацума вызвала производство предметов в этом стиле в других гончарных центрах Японии. Эти изделия предназначались для вывоза на европейский рынок.
На формирование стиля керамики Сацума оказали влияние корейские и китайские образцы. Это четко прослеживается в орнаментах на сосуде из темной глины с инкрустацией белым ангобом, сосуде с рельефным изображением птицы,  и на фигурке Хотэя — божества довольства и благополучия [Илл.8].

8.   Хотэй, Япония, 1870-е гг. Мастер Кидзан, керамическая масса, глазурь, полихромная роспись, позолота, высота 7,7 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

К середине XIX века в мастерских Кагосима, Наэсирогава и Татэно сформировался свой особый стиль керамических изделий: из черепка кремового цвета с мелким кракелюром на глазури и полихромной росписью, получившей название  нисикидэ («парчовый узор» или «золотая парча»). Примером такого рода изделий может послужить фигура слона, украшенная сложной росписью [Илл.9]. Одним из характерных приемов, использовавшихся керамистами Сацума, является широкое применение ажурной резьбы, как это видно в декоре коробочки с крышкой [Илл.10].
9. Слон с трехъярусной пагодой на спине, 1890-1891 гг. Мастерская Того Дзюкацу.
Керамика Сацума. Керамическая масса, глазурь, надглазурная роспись, позолота, высота 42 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

10.   Коробочка с крышкой, Япония, конец XIX – начало ХХ века.
Керамика Сацума, керамическая масса, глазурь, резьба, надглазурная полихромная роспись, позолота.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кинкодзан Собэй VI (1824 — 1884) и Кинкодзан VII (1867 — 1927) — первые мастера, создававшие предметы в стиле Сацума. Кроме орнаментальных мотивов и композиций в жанре «цветы и птицы» в 1870 — 1880 годах широкое распространение получили жанровые сцены с сюжетами из литературных произведений и легенд о доблестных воинах прошлого (Японская керамика Сацума в собрании Эрмитажа. Каталог выставки / сост. Т.Б. Арапова, А.А. Егорова; Государственный Эрмитаж. – СПб: Издательство государственного Эрмитажа, 2009. — С. 72.) [Илл.11].
 11.   Ваза со сценами из рассказа о победе
Минамото-но-Ёримицу (Райко) и его вассала над демонами
на горе Оэ, 1870 — 1890-е гг. Мастер Кинкодзан Собэй VII,
Киото, Япония. Керамическая масса, глазурь, роспись,
рельеф, позолота.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
К концу XIX века литературные сюжеты уступают место сценам праздников, развлечений и изображениям знаменитых видов древней столицы. Декоративное оформление усложнялось, так как контакты со странами Европы расширили технические возможности гончарного производства. Так, в частности, японские мастера стали использовать технику Суйкин («жидкое золото»), заимствованную у художников Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Германии.
В 1880 — 1890-е годы появляются росписи с мелким цветочным узором, изображениями миниатюрных птиц, бабочек. В таком стиле исполнен декор чашки с изображением бабочек внутри [Илл.12].

12.   Чаша с декором из мелких бабочек, 1890-е гг. 
Кинкодзан Собэй VII, Киото, Япония. 
Керамическая масса, глазурь, роспись, позолота. 
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
13.   Ваза с изображением птиц, 1880-е гг..
Мастер Кодзан (1846 — 1916),
роспись, золочение.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
С именем Миягава Кодзана (1846 — 1916) связано появление изделий, в которых роспись комбинировалась с высоким рельефом и отдельно выполненными фигурками птиц и насекомых. Такие изделия получили название Сайкумоно (изделия ручной работы). Представление о них дает ваза с изображением птиц на ветках из мастерской Кодзана [Илл.13].
Рост спроса на японскую керамику за рубежом вызвал появление торговых компаний, заказывавших изделия определенного типа, для этого издавались специальные альбомы заказов с образцами форм и декора. В Сацума создавались формы для чайных и кофейных сервизов, украшенных высоким рельефом, а в Иокогама они расписывались. Сюжетами служили батальные сцены, изображения божеств, архатов и драконов на фоне пейзажа, которые тиражировались на самых разных предметах. Часто применялся рельеф, тиснение, роспись плотными красками, создающими рельефные линии, позолота. В некоторых случаях сюжетная роспись комбинировалась с геометрическими узорами, орнаментами в виде золотых точек, на их фоне помещались гербы семьи Симадзу [Илл.14] — императорского дома (Японская керамика Сацума в собрании Эрмитажа. Каталог выставки / сост. Т.Б. Арапова, А.А. Егорова; Государственный Эрмитаж. – СПб: Издательство государственного Эрмитажа, 2009. — С. 14).


14.   Фрагмент: герб клана Симадзу.
Ваза. Фаянс Сацума. Конец XIX в,
глазурь, роспись, позолота.
Галерея Шон, Москва.
Исследование стилей в керамике эпохи Мэйдзи, и их разновидностей позволяет сделать вывод, что  в данную эпоху существовало несколько ведущих центров гончарного производства. Фарфоровые изделия, выполненные в стиле Арита, Имари и Кутани, в XVIII веке производились в районе окрестностей одного города и имеют между собой много общего. Во всех стилях использовалась роспись синим кобальтом. К середине XIX века каждый из этих стилей приобретает характерные особенности. В изделиях Кутани появляется больше зелёного цвета, в роспись Имари активно вводится красная эмаль. С началом экспорта фарфора в Европу, с учетом европейских вкусов, стало применяться обильное золочение. Фарфор Набэсима расписывался подглазурными красками по особой технологии. В сюжетах часто можно встретить изображения цветов – символов императорского дома или ведущих кланов Японии, так как изготавливался этот фарфор по заказу представителей японской знати, и по специальному заказу для европейских аристократов.

Керамика выполненная в стиле Хирадо, практически не расписывалась, потому что гончары стремились показать  высокое качество глины и натуральный белый оттенок. За редким исключением можно встретить предметы Хирадо, в декоре которых применяется цветная эмаль. В эпоху Мэйдзи мастера могли только украсить некоторые детали предмета позолотой.

Сацума – ведущий стиль керамики в эпоху Мэйдзи. Изделия, выполненные в этом стиле имеют молочно-белый оттенок керамической массы, которую, правда, иногда трудно увидеть за обильным декором. Керамика Сацума расписывалась яркими разноцветными эмалями по глазури с кракелюром. Сюжеты отвечали представлениям европейцев о японцах: исторические сцены сражений, самураи, гейши, мифологические персонажи и т.п.

В эпоху Мэйдзи начался выпуск предметов фарфора всех стилей для экспорта в Европу, которые соответствовали быту европейцев: чайные и кофейные сервизы, парадные блюда, большие напольные вазы и др.

Подводя итог тому, какими стилистическими особенностями обладают керамические изделия эпохи Мэйдзи, следует отметить, что под влиянием европейского рынка, среди предметов японского фарфора стали появляться такие изделия, которые никогда не существовали в Японии, но активно применялись в Европе: парадные вазы, блюда, наборы посуды, чайные и кофейные сервизы и т.п. В каждом из стилей керамики, мастера стараются сохранить все традиционные черты и виртуозно сочетают их с новыми декоративными приемами – золочением и контрастными эмалями.

Литература.

1.  Искусство Восточной Азии (Ostasiatische Kunst)/ сост. Г.Фар-Бекер. Пер с нем. Бушуева Ю.С., Яшина Г.А., Цымаблова О.Б. – Мюнхен: Tandem Verlag GmbH, 2007. – 740 с.
2.  Каневская Н.А. Японский фарфор  XVII – XIX вв. По материалам коллекции Государственного Музея Востока. – М.:ГМИНВ, 2004. –74 с.
3. Японская керамика Сацума в собрании Эрмитажа: каталог выставки/ Государственный Эрмитаж; сост. Т.Б. Арапова, А.А. Егорова. – СПб: Издательство государственного Эрмитажа, 2009. – 168 с.


Комментарии