Кинцуги. Золотой недостаток.

Уж где-где, а в Японии умеют ценить несовершенство. Обычай ничего не выбрасывать давно стал частью менталитета японского обывателя. Если разбилась чаша для риса, то ее аккуратно склеивали и пользовались дальше. Но не все чашки склеивались обычным клеем...

В двух словах, Кинцуги - это искусство "золотого шва": если не можешь скрыть что-то, то попробуй сделать из видимого дефекта красоту. Смола или лак смешивались с золотым порошком и им проклеивали трещинки поврежденных сосудов и чаш. В Японии эту технологию возвели в ранг искусства.

Японцы верят, что поврежденные вещи, искусно исправленные обретают не только историю, но даже душу, отчего становятся более красивыми и ценными. Причем, в данном случае термин "искусно" не означает, что дефект скрывался полностью. Наоборот, его выделяли контрастом, делая видимым. Некоторые мастера даже специально разбивали чаши, а потом склеивали золотым лаком.


А началось все в XV веке, когда у сёгуна Асикага Ёсимаса разбилась любимая китайская чашка. Он отправил чашу обратно в Китай, чтобы мастер ее склеил. И  тот укрепил чашку металлическим ободом. Результат сильно разочаровал сёгуна.

Тогда сёгун отдал чашу японскому мастеру исправить ситуацию и, вместо того, чтобы постараться скрыть следы реставрации, он подчеркнул их золотом.  Сёгун пришел в восторг – разбитая чашка стала лучше, чем когда она была целой.



Нынче техника кинцуги весьма популярна и используют ее по всему миру и на любом виде посуды. Существует также вариация данной технологии, когда вместо золотого порошка используют серебряный.


Случается так, что не все осколки от чаши удавалось сохранить, но и это не останавливало мастера, желавшего дать вторую жизнь вещи. Золотым лаком восстанавливались утерянные части.


Ёбицуги - вариация технологии кинцуги, когда в чашку "вживляется" осколок из другой чаши. Это также дает интересный эффект.


Другие фото по теме:

Томамидзу Итигэн (1662?-1722)

Иногда декоративные трещинки, "залитые" золотым лаком, дают почву для творчества и художник дополняет композицию, получая в итоге декор в виде дерева или ветки сакуры.





Следующие три фотографии демонстрируют более сложные варианты данной технологии. От унитарности к дизайну. Данные композиции сложно представить себе в обиходе, но не любоваться ими не возможно. Хотя и тепло, которым наполнены простые чаши не исходит от них...




Видео по технике кинцуги.

Комментарии