Суэки. Национальный Музей Киото.

Если вам когда-нибудь доведется посетить Национальный Музей в Киото, взгляните на изделия из керамики Суэки в 1 зале (Доисторическая Археология) на 1 этаже Новой экспозиции.



























Сосуд Суэки
Высота: 37.5 см
Период Кофун (6 в н.э.)
Национальный Музей Киото








Суэки – тип изготовления неглазурованной керамики серого цвета. Датируется между периодами Кофун и Нара (645-710 гг.). Эта грубая керамика была обожжена при очень высокой температуре в специальной печи, так называемой «ямной». Технология построения этой печи была завезена в Японию с Корейского полуострова в 5 веке и представляла собой печь, построенную над глубокой ямой и имевшей только 2 отверстия: одно – для выхода дыма, другое для загрузки дров.

Один из самых интересных образцов стиля Суэки является богато украшенный сосуд, который удалось найти при раскопках кургана Нисимияяма в г. Тацуно (Префектура Хёго). Этот сосуд с подножием был изготовлен в 6 веке, почти 1500 лет назад! Взглянем на него поближе.

Самая привлекающая внимание часть кувшина это крохотные фигурки животных и людей, расположенные на "плечах" сосуда.

 














 Сосуд Суэки
(Деталь: Сцена сумо)
Национальный Музей Киото




Сцена изображает четырех людей. Две фигуры справа со сцепленными руками. Наверняка, это сцена сумо. Это также означает, что две фигуры слева либо судьи, либо просто зрители, поддерживающие борцов.

В древнейшем японском историческом писании Нихон Сёки рассказывается о поединке между двумя сильнейшими борцами Тайма-но-Кехая и Номи-но-Сукуне, которые провели первый в истории Японии поединок сумо. Победителем схватки был Номи-но-Сукуне, чье захоронение находится вблизи от мест раскопок, где был найден этот сосуд. Есть мнение, что между победителем того поединка и изображением борцов на сосуде Суэки есть связь. Хотя есть и опровержение этой версии. В том же писании Нихон Сёки сказано, что бой был совершен не путем сцепления рук, а при помощи ударов ног.

 













Сосуд Суэки (Деталь: Сцена охоты на оленя)
Национальный Музей Киото





На фотографии сверху запечатлена сцена охоты на оленя с участием охотничьих собак. Олень загнан собачьим лаем, и охотники уже на подходе. Длинная, изогнутая шея оленя, навостренные уши собак… Сцена пусть и лаконично, но очень правдиво передает ситуацию. Сцены охоты также появляются в дотаку (бронзовые колокола) периода Яёй.

 










Сосуд Суэки
(Деталь: Фигуры с ношей)
Национальный Музей Киото





На фотографии представлен фрагмент сосуда, где люди несут на плечах некую поклажу. Сложно сказать, что именно они несут. Фигурки вылеплены без детализации. Возможно, это сцена носильщиков земли или камней для строительства кургана (гробница, сформированная в виде небольшой горы). Или, также возможно, это продолжение сцены охоты, где охотники возвращаются домой со своей добычей.

На поверхности сосуда также есть небольшая сцена, изображающая одну собаку. Это тоже может говорить о сцене охоты.

Место, где сосуд был найден, представляет собой курган длинной в 35 метров с квадратным основанием и круглым окончанием, в котором находился каменный зал с боковым входом. Множество сосудов, чаш и кубков Суэки были найдены именно в этом зале. Тут же были обнаружены доспехи, оснастка для лошадей, мечи и копья, ювелирные украшения, среди которых были стеклянные бусы и золотые серьги. Гробница, вероятно, принадлежала господствующему клану, чья резиденция была неподалеку от города Тацуно в течение первой половины 6 века.

Украшенные вазы и сосуды наподобие этой были найдены в разных местах Западной Японии, особенно в Окаяма и префектуре Хёго. Помимо сцен охоты и сумо на сосудах Суэки изображались сцены ловли рыбы при помощи бакланов, конные прогулки и танцы. Все это дает нам ценную информацию о повседневной жизни людей периода Кофун.

Текст: Тейити Миякава, отдел археологии.
Источник.

Комментарии