Эмали Японии. Клуазонэ.

Традиции нанесения эмалевого декора на металлическую основу пришла в Японию из Китая в конце XVI в.

Техника эмалей имела 4 разновидности: перегородчатая (клуазонэ - см. ниже), выемчатая, гравированная и расписная. Эмали называли «сипло» - семь драгоценностей: золото, серебро, изумруд, коралл, алмаз, агат, жемчуг, которые по поверьям приносили людям счастье.

Японские перегородчатые эмали XVII-XVIII вв., во много опирающиеся на китайские образцы, отличались ограниченной палитрой слегка приглушенных тонов, четким геометрическим узором, глубоким темно-зеленым фоном.

В середине XIX в. техника эмали пережила второе рождение. Были получены многокрасочные блестящие эмали, которые плотно приклеивались к металлической основе и хорошо поддавались шлифовке.


Коро с изображением драконов и фениксов. Клуазонэ.
Медь, перегородчатая эмаль. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912)


Парные шестигранные вазы. Клуазонэ.Серебро, перегородчатая эмаль.
Япония, Период Мэйдзи (1868-1912).Мастер Дайкити


Ваза с карпами. Хаттори Тадасабуро. Серебро, перегородчатая эмаль. Япония, Период Мэйдзи (1868-1912). Мастер Хаттори Тадасабур великий художник "золотого века" японской эмали, конца 19 начала 20 века. Входил в пятерку мастеров по эмали, получавших заказы на создание своих произведений искусства для императорского двора.

Расцвет искусства перегородчатой эмали в конце XIX в. был связан с именем знаменитого мастера Намикава Ясуюки.

Парные вазы с изображением фениксов. Клуазонэ. Медь, перегородчатая эмаль. Намикава Ясуюки. Период Мэйдзи.

Из его мастерской выходили небольшие по размеру изделия, сплошь покрытые эмалями, нанесенными с ювелирной тщательностью. Изображения цветов, птиц, бабочек, драконов и фениксов, многочисленные виды традиционного орнамента находили место в сложно сплетенном кружеве узора. Применение золотой фольги создавало искристый мерцающий блеск полированной поверхности изделия.

Источник

Французский термин "клуазонэ" означает "помещенный в ячейку" и относится к перегородкам, сделанным из медной проволоки, которое припаивали к металлическому фону, чтобы разделить участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются иногда по несколько раз, так как эмаль сжимается. После изделие полируется. Первые образцы эмали клуазонэ появились в Китае в XV веке и с тех пор технология изготовления изделий практически не изменилась.

Следующее видео наглядно демонстрирует основные этапы создания изделий с эмалями клуазонэ на китайском заводе.



Все иллюстрации взяты тут.

Комментарии