Тануки. Чайник-енот.

Японцы верят, что фигурка тануки приносит удачу в делах. Не случайно стоящие на задних лапках фигурки тануки, изготовленные из глины, камня или дерева, часто устанавливают перед входом в японские магазины и рестораны.

Реальным прототипом мифического тануки является обитающая на Дальнем Востоке и в Японии енотовидная собака. В японском фольклоре енот-оборотень склонен к шуткам и розыгрышам, не случайно тануки часто держит в лапе бутылку саке; он покровитель торговцев и способствует удаче.

Издавна обитающие на островах Японского архипелага енотовидные собаки - животные ночные. Вместе с тем они любопытны, любознательны и не слишком пугливы. Понятно, почему в японской культуре этот зверек стал восприниматься как оборотень, способный принимать разные обличья и порой дурачить людей.

Окрас енотовидных собак напоминает окрас енотов – и у тех, и у других светлый живот и полосатый хвост. Поэтому оборотня тануки обычно называют енотом. Тануки занимает в японских сказках и мифах одно из важных мест. Про тануки и его проделки рассказывают множество невероятных историй. Тануки часто ради шутки морочит монахов, ночных путников и любителей саке. Этот оборотень может превратиться в человека или даже стать неодушевленным предметом.

Ссылка

Наиболее популярна история про тануки, который помогал нищему старцу сводить концы с концами. Тануки превращался в бамбуку-чагама – бронзовый котелок для заваривания чая. Качество этой вещи было достаточно высоким, и старик без труда продавал котелок людям состоятельным. Когда же новый владелец котелка ставил его на огонь, тануки принимал свой прежний вид и спасался бегством. Он возвращался к старику, который уже вновь был готов пустить тануки в столь выгодный оборот.

Мастера нэцкэ нередко изображали этот кульминационный момент превращения котелка в тануки. Существует мнение, что эта трансформация иллюстрирует буддистскую идею о взаимопревращении вещей, которые суть не более, чем иллюзии. Однако скорее всего в обыденном сознании японцев превращения тануки воспринимались просто как сказочные трюки. В другой версии сказки тануки-котелок жил у старьевщика и потешал публику, показывая разные акробатические фокусы.

В Киото существует храмовый комплекс, посвященный еноту тануки – «Танукияма-Фудоин». Тестикулы енотовидной собаки – кинтама – в Японии являются традиционным символом удачи. Немудрено, что при изображении тануки многие резчики гипертрофированно увеличивали эту часть тела зверька. Тануки считается также божеством обжорства и пьянства, покровителем пивных – изакая и ресторанов. Если такая фигурка находится перед баром, тануки держит в одной лапе бутылку саке, а в другой неоплаченные счета.

Кстати, в старину японцы верили, что тануки может принять облик мальчика-слуги, который ходит от дома к дому, и собирает долги, накопившиеся у любителей саке за отпущенную в кредит выпивку. Нетрудно догадаться, как такие байки складывались благодаря разыгравшемуся воображению подвыпивших гуляк.(Источник.)

Там, где носят кимоно,
Жил енот давным-давно
По прозванию тануки,
Ох, уж вытворял он штуки!

Мог он запросто за раз,
Превращаться в медный таз,
(Впрочем, «в таз» - конечно, враки,
Крупновато для зверяки)

Но вот в утварь для стола,
Чтобы чай варить с утра,
Тот енот уж был горазд,
Миф уж тут соврать не даст.

Мог лукавый тот забавник
Оборачиваться в чайник,
Настоящий, для огня,
Где пылают головня.

И дружил енот с монахом,
(Пусть земля им будет прахом),
Что его в базарный день
Продавал, кому ни лень.

Купит так японец чайник,
Выставит в огонь заварник,
А енот – уже в бега,
И лишь пар из очага.

Может было, может нет,
Минуло немало лет,
Только сказка всё живет,
Как был чайником енот.

!(Зифа МАНСУРОВА)

Ниже представлены илл. с изображением Тануки в виде чайника. Народную сказку об этом изворотливом зверьке можно прочитать тут.

Ссылка
Ссылка
Ссылка
Не чайник, но тоже любопытный экземпляр.

Ссылка

Тануки в бронзе.
Ссылка
Ссылка

Далее тануки-чайник, выполненный в технике нэцке.

Ссылка
1. Тануки, прикрывающий крышку чайника. XIX в., резьба по дереву
2. Монах и тануки-чайник. Мастер Анраку, XIX в., резьба по дереву
3. Инро с изображением тануки. Период Мейджи (1858-1911), резьба по дереву, инкрустация
4. Тануки в листьях лотоса. Мастер Тоикацу, XIX в., резьба по дереву
5. Тануки, прячущийся под листом лотоса. Первая половина XIX в., резьба по дереву, инкрустация.

Ссылка
Ссылка
Ссылка

Комментарии