Пленивший небо в чайной чашке. Камада Кодзи.


Я уже писала о мастере стиля теммоку, Камада Кодзи. Хочу привести статью с сайта, где, кстати, можно купить его произведения - ссылка. В статье приведена краткая биография и некоторые технические особенности его стиля.

Запечатление момента создания всего сущего, когда наша новорожденная вселенная была всего лишь сгустком газов, элементов и бесконечного пространства.
А теперь представьте, как это будет выглядеть, когда весь этот хаос будет заточен в одной единственной чайной чашке в остановившемся моменте творения, воплощенного в прекрасном изделии, которое вы держите в своих руках и осознаете течение времени.
Внутри довольно скромной печи, расположенной в восточной части Киото, художник стиля теммоку Камада Кодзи создает невообразимой красоты керамические изделия. Вышедшие из земли и прошедшие крещение огнем, его работы наполнены тайной, энергией и мерцающим светом.


Краткая биография
1948 - Родился в Киото.
1968 - Начал заниматься керамикой под присмотром Тадаси Симитсу (Tadashi Shimizu).
1969 - Окончил Муниципальный Институт Керамики в Киото.
1971 - Начал изучать стиль теммоку при ноборигама в Годзё-дзака, Киото.
1973 - Выиграл первую местную выставку Традиционного Японского Ремесла в Кинки.
1976 - Был принял в Японское Общество Керамического Искусства.
1977 - Провел первую персональную выставку в Центральной Галерее в Осаке.
1980 - Провел первую персональную выставку в галерее департамента Такасимая в Киото.
1984 - Провел первую персональную выставку в галерее департамента Митсукоси в Токио.
1990 - Был принят в Японскую Ассоциацию Искусства Зеленого Чая.
1997 - Принял участие в выставке «Теммоку и Селадон» в галерее Дай Ити Артс в Нью-Йорке.
1990 - Провел тридцатую юбилейную выставку в галерее департамента Такасимая в Токио.
2005, 2006 - Его работы приобретает Нью-Йоркский Метрополитан Музей Искусства.

Карьера Камада Кодзи как керамиста началась в 1968 году под руководством его учителя Тадаси Симитсу, когда он решил посвятить свою жизнь созданию гончарных изделий. В течение этого раннего периода Камада обжигал горшки в ноборигама (тип печи, когда на склоне горы строятся несколько печей, соединенных в одну длинную цепь) неподалеку от улицы Годзё-дзака в Киото. Подобный же тип печи использовал народный керамист Каваи Кандзиро, для обжига изделий в его собственном, неповторимом стиле (металлическая глазурь) несколькими годами ранее.

Именно здесь родились теммоку, с их изменчивыми глазурями, смешенными с обаянием молодого художника. Когда в 1980 году ноборигама была закрыта, он решает продолжить свои исследования неуловимых глазурей, обжигая керамику в своей собственной печи в своем доме в районе Фусими в Киото.

На сегодняшний день, Камада Кодзи один из немногих японских керамистов, который посвятил свою жизнь исследованию и созданию теммоку. Через годы экспериментов и терпения он ясно продемонстрировал современное исполнение древних китайских глазурей, а также создал себе репутацию одного из выдающихся современных художников керамики из Киото.

В загруженном расписании выставок Камада Кодзи есть несколько престижных японских галерей от департаментов и небольшое количество маленьких выставочных залов. В добавок, его чаши для чайных церемоний (тяван), чаши для саке и сосуды покорили как отдельных коллекционеров, так и заграничные музеи. В 2005 году его работы получили гранс на постоянную экспозицию в Нью-Йоркском музее Меттс (Metropolitan Museum of Art).

Комментируя свою растущую международную популярность Камада говорит:
"Я надеюсь, что люди, живущие в современном мире, где бы они не находились могли бы по-настоящему понять радость преодоления языковых барьеров, чтобы оценить теммоку".

Связь с небесами

На вопрос о причине его раннего интереса к теммоку, Камада объясняет:
«С самого детства, я был заворожен звездами, сто наполняют небо и тайнами космоса. Именно в теммоку я ощущаю подобное чувство. То, как глазурь изменяется под действием огня внутри печи и есть суть гончарного искусства и это же причина обаяния моих работ теммоку».
Эта ассоциация между его работами и небом не просто метафора. Термин теммоку родился в Китае во времена правления династии Сонг (960 после р.х-1279), и использовался по отношению к чашам для чая, чье название можно перевести как «небесное око». Территориально термин родился на горе Тьенму (Tienmu-shan) , где эти чаши производились и использовались. Прекрасные образцы того времени были обожжены в массивных печах и имеют блестящую черную глазурь со стекающими к центру ржаво-красными струйками.

В 13 веке чаши теммоку были вывезены в Японию буддистскими монахами, возвращавшимися с обучения из китайских храмов (в частности с горы Тьенму). Чаши эти были чрезвычайно высоко оценены сёгуном Асикага (семейная династия, оккупировавшая сёгунат с 1338 по 1568 года) и использовались исключительно для развития чайной церемонии в Японии. С этого времени, они заняли почетное место в истории и развитии тя-но-ю(чайной церемонии).

Форма и процесс.

Всего есть несколько типов теммоку, но два из них наиболее распространены и популярны. Это ёхэн и ютеки - их Камада Кодзи выделяет среди других. Три примера гуиноми(чаши для саке) представлены справа.

Его ютеки теммоку это смесь древесного пепла, оксида железа и кобальта. Обожженные в электрической печи эти гуиноми напоминают сумеречно-синее небо, наполненное звездами. Технически, это пятна оксида железа (иногда их называют эффект масляного пятна), которые проступают на поверхности в то время, когда изделие остывает в печи.

Ёхэн теммоку Камада также ошеломляют. Когда вращаешь чашу в руках это напоминает северное сияние, мерцающее в северном небе. Во время обжига струйки, готовившейся остеклиться, древесной сажи стекают по поверхности чтобы обнажить переливающуюся метиллическим блеском основу снизу.

Камада также изменяет традиционный стиль теммоку и создает несколько интересных эффектов, которые обещают стать его собственным открытием в области глазурей. Один из примеров таких глазурей сам автор назвал Гинсё теммоку Тсуисен. На представленной иллюстрации представлена чаша для саке с как бы металлической поверхностью, словно обработанной щеткой и окаймленная золотым ободом по краю.

Конечно работы Камада делают такими привлекательными не только ослепительные глазури. Точность выполнения, с которой они выполнены также впечатляет. Это не только вопрос технического мастерства, но и вопрос комфортного использования. Содержание железа в глазурях теммоку делает эти чаши поистине тяжелыми, поэтому есть необходимость создавать сами чаши тонкими для того, чтобы их было легко держать в руке.

Камада говорит о процессе создания теммоку: "Необходимо, чтобы процессы формовки, глазурования и обжига были в согласии друг с другом – гармония элементов – вот основа гончарного искусства. Только тогда это творение удовлетворяет своей полнотой и совершенством".


Чаша для саке Ютеки Теммоку
Чаша для саке Ёхэн Теммоку
Чаша для саке Гинсё Теммоку

"Не все то золото..."

Для Камада Кодзи прошло много лет экспериментов в совершенствовании его собственного стиля теммоку. К удивлению ни одно из его творений не содержит добавок золота или бронзы. Что удивляет, так это то, что творение выглядит, как драгоценный метал, а на самом деле это всего лишь сложная реакция между железом, пеплом и глиной. Огонь его печи служит катализатором для подобного творения.

Древняя поговорка гласит «не все то золото, что блестит». Эта поговорка ничуть не умаляет мастерство Камада Кодзи. Чаша с мерцающим светом небес , захваченным в ней стоит того золота.

Оригинал статьи тут.
Перевела Анна Орлова.

Комментарии