Теммоку. Национальный Музей Киото.

Если вы соберетесь посетить Национальный Музей в Киото, пройдите в 3 и 4 залы первого этажа и посмотрите на чайные чаши.
В Японии есть специальное слово для чайных чаш – chawan. Но многие японцы ежедневно используют эти чаши для риса.



Чаша для чая, покрытая коричневой и черной глазурями.
(Хонан Теммоку)
Высота: 5,2 см, Диаметр: 13,8 см, Диаметр основания: 3,3 см
Китай, Династия Сун (12-й век)
(Национальный Музей Киото)

Мы не знаем точно, когда в Японию пришел обычай пить чай, но в книге под названием Нихон Коки (Поздние анналы Японии) говорится, что священник по имени Эйтю (Eichu) заваривал чай для императора Сага, что относит это событие к началу эпохи Хэйан (794-1185). В то время, однако, чай не был напитком для всех японцев. Только императорская фамилия, аристократы и некоторые священники могли пить новый напиток!

Чайная чаша, покрытая черной глазурью с белой оправой
Изделие Сиджоу (Cizhou)
Высота: 6,5 см, Диаметр: 13,7 см, Диаметр основания: 4,5 см
Китай, Династия Сун (12-13 вв.)
(Национальный Музей Киото)

В средние века (периоды Камакура и Муромати) обычай пить чай распространился также среди японского народа. В то время типом чаш, которые использовались для чаепития был теммоку, импортированный из Китая. Эти чаши, покрытые черной глазурью впервые были завезены в Японию японскими священниками, которые очень почитали их в храме на горе Тьянму (Tianmu) (Теммоку на японском языке), которая находится в Китае. Мы до сих пор называют их от японского названия этой горы.


Чайная чаша, покрытая черной глазурью с эффектом "черепахового панцыря"
(Тайхи теммоку)
Изделие Дзиджоу (Jizhou)
Высота: 5,1 см, Диаметр: 15,3 см, Диаметр основания: 3,5 см
Китай, Династия Сун (12-13 вв.)
(Национальный Музей Киото)

Все чаши, представленные в настоящей статье называются теммоку, но как они отличаются друг от друга по цвету и форме! Некоторые расширены к верху, когда другие несколько сужены. У одних прямые стенки, у других округлые. Одни полностью черные, а другие украшены. Можно оценить как много различных типов теммоку было завезено в Японию в средние века.



Чаша для чая, покрытая черной глазурью с эффектом "заячьего меха"
Изделие Дзянь (Jian)
Высота: 6,9 см, Диаметр: 12,6 см, Диаметр основания: 3,7 см
Китай, Династия Сун (12-13 вв.)
(Национальный Музей Киото)

В конце периода Камакура обычай пить чай распространился повсеместно и все больше возрастала потребность у граждан иметь свои чаши теммоку. В это время, наряду с импортом из Китая, налаживалось производство своих собственных теммоку. Но это не значит, что чаши теммоку стали делать по всей Японии. В те времена единственным местом, где изготавливали глазурованную керамику было Сето (сегодня это префектура Аити), и именно в Сето стали производить теммоку тяван, покрытые черной глазурью.

Теммоку тяван, сделанные в Сето были прекрасными копиями оригинальных чаш из Китая. Но, тем не менее, у японских чаш были некоторые отличительные особенности. Хотя из Китая пришли чаши различных форм, японцы особенно полюбили уже привычные им чаши конической формы, что производились в Сето и ранее. Другая отличительная особенность от китайских чаш состояла в том, что японские теммоку изготавливались из другой глины. Самым знаменитым центром производства теммоку в Китае были печи Дзянь (Jian), ныне провинция Фуцзянь. И если взглянуть на ту область теммоку, что не покрыта глазурью (основание), то можно заметить, что цвет глины китайских изделий очень отличается от цвета глины японских. Это из-за разницы в количестве железа в глине. Глина региона Сето была с наименьшим содержанием железа, поэтому она белее. Для того, чтобы основание (ножка чаши) стала темнее и теммоку тяван была более похожа на китайское изделие, некоторые мастера Сето покрывали основание минеральным порошком, обогащенным железом. Вот как почитались китайские теммоку в японской культуре.


Чаша для чая черной глазури с эффектом "заячий мех"
Изделие Дзянь(Jian)
Высота: 6,5 см, Диаметр: 13,7 см, Диаметр основания: 4,5 см
Китай, Династия Сун (12-13 вв.)
(Национальный Музей Киото)

Текст: Ёсихиро Оно, Отдел прикладного искусства
Источник.

Комментарии