Камада Кодзи. Теммоку.

Сегодня мне хотелось бы представить статью Масами Ито для "The JapanTimes". Он пишет о непревзойденном мастере стиля теммоку, великом перфекционисте своего дела, преданном традиции и дерзком новаторе, Камада Кодзи (1948 г.)

"Чаши, уcыпанные звездами"
Чаши теммоку Камада Кодзи с их серебряными линиями, прорывающимися сквозь черную поверхность, заколдовывают нас, открывая взору неизведанную вселенную. Посетителям выставки, посвященной тридцатилетию карьеры главного мастера стиля теммоку в Японии, выпала редкая возможность увидеть его шедевры в галерее Акасака Ю (Akasaka Yu).
Работы Камада создают впечатление глубины, вас словно засасывает в их пространство. Окрашенные темно-синим, черным и серебряным цветами, они напоминают небо, усыпанное звездами или сумерки над глубоким синим морем.



Гуйноми (чаша для саке).

«Это то, что зачаровывает меня в теммоку – говорит Камада. - Когда я смотрю на эти сосуды, я вижу звездное небо или глубины таинственного космоса»
Этот тип керамики относится к китайской династии Сун (960-1279) и, считается, достиг своего рассвета в Японии в период Муромати (1338-1573), когда японские монахи дзен-буддизма возвратились на родину с блестящими чашами для чая из китайского храма на горе Тьенму. Японское произношение Тьенму – Теммоку, так и появилось название стиля.
Отличительной особенностью Теммоку можно назвать глазурь юяку (yuyaku), которая очень похожа на лак и содержит 5-7% железа. "Железо в yuyaku придает керамике уникальный металлический блеск, - говорит Камада. - В печи она тает и пузыри, когда они лопаются, кристаллизуются во всевозможные узоры".
Всего существует несколько типов теммоку, среди которых выделяются два основных: ёхэн и ютеки. Оба имеют узоры из кристаллизованных пузырьков. На изделиях ютеки теммоку, заметны отдельные пузырьки. Стиль ёхен теммоку по форме многое взял от ютеки теммоку, но отличается радужным блеском.
"Это крайне сложно, добиться нужного узора, - говорит Камада. – Даже малейшее изменение в температуре или содержании железа в могут изменить узор, а, иногда, даже цвет".
Исторически, керамика теммоку представляла собой только чаши для чая. Существуют всего четыре ранние работы, датирующиеся 12-13 веками. Три из них признаны национальными сокровищами.
Небольшое количество ранних образцов и техническая сложность процесса сделали теммоку уникальным направлением гончарного дела. Но Камада освоил оба традиционных стиля и оказался на шаг впереди. Помимо чайных чаш он создает вазы, посуду, курильницы и даже токкури (бутылки для саке). Но не только в этом преуспел мастер. Камада создал свой собственный стиль теммоку, который назвал Гинсё (ginsho) (серебристо-кристальный) теммоку. В этом стиле вы не увидите пузырьков, так как сосуд густо покрыт глазурью и их сложно различить, и создается впечатление, что он металлический.


Ваза в форме тыквы-горлянки.

"Задача не в том, чтобы создать копию, - говорит Камада. – Вещь должна выражать вашу уникальность. Инновации позволяют быть оригинальным, потому что еще не было прецедентов. Своими работами я оспариваю мир искусства и я буду продолжать это делать покуда я художник".
"Выставка Керамики Теммоку Камада Кодзи" пройдет до 26 мая в галерее Акасака. Вход свободный.

http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/fa20020522a1.html
Иллюстрации: Flickr

Комментарии