Шесть Древнейших Керамических Центров Японии.

Автор статьи: Сихо Кандзаки (Shiho Kanzaki)

В Японии используется термин "Nihon Rokkoyo"(日本六古窯) или "Chuse Rokkoyo", чтобы обозначить "Шесть самых старых центров глиняной посуды в Японии" или "Шесть типичных центров глиняной посуды средневекового периода". Но после более тщательного исследования, было обнаружено, что были средневековые центры глиняной посуды еще в больше чем 20 областях. Однако, так называемые "шесть старейших центров глиняной посуды" весьма типичны для средневековья, поэтому о них пойдет речь. Вот они: Сигараки (Shigaraki), Бидзэн (Bizen), Тамба (Tanba), Этидзэн (Echizen), Сэто (Seto) и Токонамэ (Tokoname). Но поскольку было три, общие для всех, способы работы с глиной, которым следовали в средневековый период (Суэки(Sueki) Хадзики (Hajiki) и Сики (Shiki)), я хотел бы объяснить их Вам прежде, чем продолжить говорить о шести центрах глиняной посуды в Японии.

Суэки(Sueki) Хандзики (Hajiki) и Сики (Shiki)
Суэки. 須恵器

Техника Суэки была создана в древней Японии в период Кофун (III-VI вв). Как правило, это были серые, глазурованные и неглазурованные изделия. Техника была введена в Японии корейскими гончарами в середине V века. Сосуды Суэки обжигались в желтой зоне пламени (речь идет о четырех зонах пламени, различающихся как цветом, так и температурой - прим. Nipponianka) при высокой температуре (между 1100 - 1200 градусов по Цельсию), в атмосфере с минимальным содержанием кислорода. Изделия изготавливались на гончарном круге, и обычно служили для ежедневных нужд, а также в качестве церемониальных ваз.

Хадзики. 土師器

Производство Хадзики началось в период Кофун около IV века, вслед за керамикой эпохи Яёй. Изделия Хадзики обычно были красных оттенков и имел неглазированный фарфорообразный черепок. Как и Суэки, использовались в качестве каждодневной посуды и церемониальных ваз. Но обжигались при более низкой температуре (от 600 до 800 градусов по Цельсию).

Сики.

Сики является самым древним видом глазурованной керамики в Японии. В этой технике использовались три цветных свинцовых глазури. Изделия Сики обжигались при относительно низких температурах (около 800 градусов по Цельсию), и создавались в период Хэйан (794-1185).

Шесть Древнейших Гончарных Центров Японии.



Центр Глиняной посуды Сигараки (Shigaraki).

Керамические изделия Сигараки производились в одноименном городе, префектура Сига (Shiga) начиная с периода Хэйан в конце XII века. Гончары Сигараки идентифицировали себя с "Суэки", и производили неглазурованные обожженные при высоких температурах керамические изделия. Те изделия, которые были расположены в зоне пламени с температурой около 1300 градусов по Цельсию, приобретали естественную пепельную глазурь. Основным продуктом изготовления этих печей были фляги, вазы и чаши, то есть, все, что использовалось в ежедневной жизни. Гончары того времени были одновременно и фермерами и гончарами. Они делали глиняную посуду во времена года, когда они были свободны от сельского хозяйства. Есть предположение, что еще недавно с XIII века существовало больше ста печей Сигараки. К сожалению, почти все они исчезли, а их исследованием пренебрегли. Почти 25 лет назад, Садахико Ямамото (Sadahiko Yamamoto) представил мне фрагменты приблизительно 25 из древних печей Сигараки. Его маршрут исследования пролегал по направлению к Сигараки от префектуры Коти. Там он продолжительное время осматривал участки, где в древности располагались печи, семей гончаров. Однако, я боюсь, что это единственные существующие современные записи о старых печах Сигараки.

Центр Глиняной посуды Бидзэн (Bizen).

Керамические изделия Бидзэн производятся около одноименного города в префектуре Окаяма начиная с в конца XII века. Процесс обжига был подобен Сигараки, который, в свою очередь следовал за традицией обжига "Суэки". Как и в Сигараки, основной продукцией служили фляги, вазы, чаши и горшки. Позже, на ряду с другими керамическими центрами, в области Бидзэн началось производство посуды для чайной церемонии, появившейся в конце эры Муромати (1331-1573).

Центр Глиняной посуды Тамба (Tanba).

Керамика Тамба производилась в деревне Татикуи, префектура Хёга, начиная со времен средневековья. Несмотря на то, что среди других центров были популярны три вида посуды - фляги, вазы и чаши, расширяющиеся кверху - в Тамба, сосуды с расширенными краями производились в сравнительно небольшом количестве. Глиняная посуда Тамба также как и Сигараки и Бидзэн, создавалась на основе эстетике "Суэки". Все три эти центра располагались в области Кансай (западная Япония). У других керамических центров, расположенных в области Канто (восточная Япония), и области Хокурику (северно-центральная Япония) прослеживается влияние не только "Суэки". В большей степени они придерживались эстетики "Сики".

Центр Глиняной посуды Этидзэн (Echizen).

Керамика Echizen создавалась около деревень Одатё и Миядзаки, в префектуре Фукуи. Были и другие области, где строились печи Этидзэн. Это: Кага, Тамасу и Оуэндзава - все в районе Хокурику. Основные изделия Этидзэн были теми же, что и в трех предыдущих, описанных мной, центрах. Еще одна общая черта в том, что гончары Этидзэн также изготавливали посуду в стиле "Суэки". Но, наряду с тем, следует указать на то, что керамика Этидзэн находилась под влиянием еще двух традиций, это - "Хакуси" (обжигались в Сэто) и "Сики". Из всего вышесказанного следует, что есть одно небольшое, но важное отличие между традицией керамики Этидзэн, с одной стороны, и традициями Сигараки, Бидзэн и Тамба, с другой.

Центр Глиняной посуды Сэто (Seto).

Керамика Сэто (префектура Аити) принадлежала к традиции "Хакуси", и представляла собой глазированную глиняную посуду. У этой керамической школы непрерывающаяся история со средневековья до наших дней. Сэто был единственным центром глиняной посуды, выпускавшим глазированную глиняную посуду в средневековый период. Керамика Сэто, нашла свой собственный путь, свой стиль. Как говорилось ранее, в средние века было три вида посуды: фляги, вазы и сосуды с расширенными кверху краями. Но изделия Сэто отличали желтовато-зеленый и черновато-коричневый оттенки. К тому же все вазы, фляги, и, так называемые, "грубые чаши" ("yama chawan") были покрыты глазурью. Время появления керамики Сэто предположительно, приходится на середину XIV столетия. Почти 500 печей было найдено у основания Горы Санагэ. Вы можете ознакомиться с проектами трех древних печей в Правительственном Архиве префектуры Аити (Aichi Kenritsu Touji Shiryoukan).

Центр Глиняной посуды Токонамэ (Tokoname).

Многие ученые соглашаются с тем, что есть тесная взаимосвязь между снижением уровня строительства печей Санагэ в Сэто и рождением центра Токонамэ. У полуострова Чита, где располагается Токонамэ, найдены остатки 3000 древних печей. Самые древние экспонаты, которые были раскопаны на этих участках, были определены как "sankinko", то есть "горшок с тремя линиями" и "shihou-busseki" (прямоугольный буддистский камень), на котором была надпись "Вторая эра Тэдзи" (1125 год). Некоторые из упомянутых находок относились к так называемым "yama chawan" ("грубые чаши"). Также, были найдены короткие горшки, и сосуды с широкими горловинами, подобно посуде, найденной в Сэто. Наряду с этими формами, как и в других центрах, в Токонамэ производили фляги, вазы и расширяющиеся к верху сосуды. Нужно также отметить, что процесс создания керамики Токонамэ подобен тому, что были в Сигараки. В связи с этим можно предположить, что был своего рода культурный обмен между ними.
Источник.

Комментарии