Фудзивара Кадзу. "Нечаянно рожденная красота"

Статья из журнала Nipponia № 32 "Нечаянно рожденная красота"


Фудзивара Кадзу выражает надежду, что люди будут ежедневно использовать его изделия в качестве столовой посуды.

Изысканные украшения на фарфоровых изделиях вызывают всеобщее восхищение, однако в сердцах японцев особое место отводится очарованию простыми, на первый взгляд безыскусными гончарными изделиями с украшениями, полученными естественным способом.
Автор Торикай Синъити, Фото Коно Тосихико



Некоторые из работ Фудзивары.

Чаша, обожжённая по методу хидасюки (огненные полосы) (вверху на переднем плане): иногда Фудзивара и другие гончары, изготавливающие керамику Бидзэн, перед обжигом заворачивают еще не глазурованные изделия в солому. Получаемый в процессе обжига пепел от соломы оставляет на поверхности изделий красноватые отметины. Изменяя температуру обжига и способ наложения соломы, можно регулировать густоту тона изделия.

Бутылка для сакэ (вверху на заднем плане): крохотные выступы, напоминающие по форме семена кунжута, вокруг горлышка, образованы в результате попадания на него древесного пепла в раскалённой печи.

Цветочная ваза (справа): древесный пепел, осевший на неглазурованной поверхности вазы, образует естественную глазурь.

Природные силы превосходят художественные порывы
Фудзивара Кадзу, мастер гончарных изделий Бидзэн
Бидзэн, город в префектуре Окаяма, является одним из шести древнейших центров гончарного производства Японии. Местные гончары формовали сосуды из высококачественной тёмной глины и обжигали их без глазури при температуре более 1000°C. В обжиговой печи глина взаимодействует с пеплом от сгорающих дров, что создаёт очаровательные абстрактные узоры, характер которых нельзя предугадать. Такая возможность делать с помощью обжига непредсказуемые открытия во все времена придавала изделиям Бидзэн особое очарование.

“Конечный внешний вид изделия зависит от естественных процессов, самопроизвольно протекающих в обжиговой печи. Изделия Бидзэн — самые естественные из всех видов керамики”, — говорит Фудзивара Кадзу, который родился в семье знаменитых гончаров Бидзэн, а его деда Кэй и его отца Ю называли в народе “живыми сокровищами”.

Кадзу говорит, что у него есть определённое представление о том, какой он хотел бы видеть свою работу. “Когда я загружаю обжиговую печь, я надеюсь получить изделия того цвета и с теми узорами, что я хочу. Однако я не уверен, что всё так получится”.
Он имеет дело с переменными факторами — в каком месте печи поместить изделия из глины, сколько положить дров, как обеспечить циркуляцию горячего воздуха — и основывается на прошлом опыте и данных для конкретных условий процесса. “Я словно пытаюсь подчинить печь своей воле”.

Загрузив печь, мастер производит обжиг в течение 12 или 13 дней и ночей. Он находится возле неё всё это время, а в течение последних двух суток почти не смыкает глаз.

“Я руководствуюсь звуками, такими как потрескивание дров, горящих в печи, или гудение воздуха, всасываемого в печь. Иногда я подбрасываю дров, чтобы немного поднять температуру. Я будто разговариваю с пламенем”.
И вот приходит время открыть печь. Изделия получаются совсем не обязательно с теми цветами и узорами, которые он хотел. Однако это не означает неудачи. “Это только показывает силу природы. Я смотрю на гончарные изделия и говорю: `Вот какими вы захотели получиться. Хорошо же вам!` В конечном итоге, обжигать гончарные изделия означает позволить природе делать всё по-своему. К такому выводу я прихожу каждый раз, когда открываю печь”.

Природа всё делает по-своему, с особым, только ей присущим художественным вкусом, — именно это привлекает людей к красоте гончарных изделий Бидзэн.

Истрочник: http://web-japan.org/nipponia/nipponia32/ru/feature/feature07.html

Комментарии