Селадон 青瓷


Цинцы – (от кит.«цвет морской волны») особого рода глазурь, которой начали покрывать фарфор в Китае еще в 1000 году. Из Китай селадоновая глазурь распространилась в Японию и Корею. Часто селадоном называют не саму глазурь, а покрытый ею фарфор.

Серовато-зеленый цвет селадоновой керамики во многом определил развитие чайной традиции в X-XIII веках – часто главным критерием качества чая являлась его сочетаемость с цветом посуды.


Селадон создают путём обжига при очень высокой температуре, смеси глины с древесиной и золой, которые дают эффект потрескавшегося стекла. Трещины появляются за счёт различных коэффициентов сопротивления глины и глазури, при охлаждении изделия. Его потрескивание создает уникальную красоту.
В глину добавляются специальные добавки которые придают фарфору цвет морской волны. Это - искусственная попытка дублировать непрозрачный нефрит - так как нефрит известен, как естественный, красивый и сильный камень, который приносит удачу и успех его владельцу.
Поскольку Селадон - искусственное изделие, то оно в некоторой степени зависит от навыков и опыта гончара, а это очень ценно.


Далее следует текст книги "Керамика Ближнего Востока" под авторством Э.К. Кверфельдта.*
Селадоны - толстостенные блюда и сосуды, изготовленые из фарфоровидной массы и покрытые глазурью зеленоватого оттенка.

Далее по тексту:

"Арабские купцы уже в XI веке впервые ввезли их в Европу под арабским названием "мартабани". Нарицательное "селадон" относится к XVII веку, оно происходит от имени героя романа Дюрфэ "Астрея", Селадона, который всегда укрошал свою одежду лентами зеленоватого цвета. ... китайские блюда, носящие название селадон, также покрыты глазурью нежнозеленого тона, получившего эту окраску во время обжига, благодаря соединению железистых веществ, выделяющихся из черепка, со шпатовой глазурью. В тех местах, где глазурь не покрывала черепка, железистые выделения из массы приобрели обычный рыжевато-бурый, блестящий тон. Некоторые исследователи китайской керамики, однако, убеждены, что селадоновая глазурь уже в своей массе окрашена. В таком, пожалуй, нет никакой возможности отличить селадоны времени Сун и Мин от поддельных селадонов времени императора Кан Си, когда глазурь тона селадон наносилась на фарфоровый черепок уже готовый (обожженный), и тон этот вовсе не зарождался на поверхности предмета во время обжига. Кстати сказать, на подобных керамических изделиях времени Кан Си части, не покрытые глазурью, всегда закрашивались холодным способом в рыжеватый тон, вероятно, в подражание старинным селадонам времени Сун и Мин."**


______________________
* Кверфельдт Э.К. Керамика Ближнего Востока. Руководство к распознанию и определению керамических изделий. - Л., 1947.
** Там же. 27 с.


Комментарии