Выставка в ГМВ: "Традиционный японский фарфор XVII - XX веков" Ноябрь 2004

В ноябре 2004 года в Музее Востока открылась выставка, посвященная одному из значительнейших и редчайших явлений в мировой художественной практике – традиционному японскому фарфору XVII-XX веков.
В Москве впервые в столь полном объеме – около 250 экспонатов – представлены изделия этого вида классического японского искусства, история которого насчитывает четыре столетия. В сравнении с Китаем, родиной фарфора, или Кореей, где первые фарфоровые изделия появились уже в X веке, это искусство относительно молодое. Тем не менее, уже к XVII веку, преодолев начальные этапы своего развития и вобрав опыт предшественников, японский фарфор быстро завоевывает передовые традиции. Он отличается многообразием форм и стилей, широким диапазоном используемых технических приемов при изготовлении самих изделий.


В основе выставки лежит собрание фарфора Музея Востока – около 400 единиц хранения. На ней так же представлены образцы фарфоровых изделий из московских музеев-усадеб Архангельское, Кусково, Останкино. Экспозиция дополнена предметами мебели из Исторического музея, что позволяет воссоздать атмосферу домов европейской знати, где изделия из японского фарфора пользовались огромным успехом. На выставке экспонируется фарфор Кутании, Киото, Хирадо XVIII–XIX веков, каждый из центров имел свою историю, свой художественный почерк, Но наиболее полно представлены изделия, производимые в городе Арита провинции Хидзэн (ныне префектура Сага) о. Кюсю. Будучи колыбелью национального фарфорового искусства, центр в г. Арита с XVII и по XX век оставался самым крупным и влиятельным, продолжает сохранять свое положение и по сей день. Фарфор Арита (древнее название Имари) был ориентирован на экспорт.
Ранние японские образцы копировали немецкие (Мейсен), английские (Вустер, Челси, Бау), голландские (Дельфт) мастера. С конца XVIII века начался бум фарфорового производства, и постепенно фарфор распространился в городской среде, у которой особой популярностью пользовались изделия с ослепительной декоративной росписью.
Выставка завершается демонстрацией работ известных художников-керамистов (середина ХХ в.), которые в своем творчестве объединены приверженностью к традициям и эстетическим принципам классического японского искусства.
Выставка закончилась в конце января 2005 г.






Источник: http://www.museum.ru/N20193

Комментарии