Выставка в ГЭ "Современное прикладное искусство Японии" Февр. 2008


Современное прикладное искусство Японии
19 февраля 2008 г. - 2 марта 2008 г.

19 февраля 2008 г. во Дворце Меншикова открылась выставка современного прикладного искусства Японии, на которой демонстрируются произведения японских мастеров, созданные в 90-х гг. XX в. Их авторы - люди послевоенного поколения, чье творчество развивалось в то время, когда широкие международные связи, открытость страны всему миру вызвали стремление открыть новое понимание красоты, созвучное не только идеалам национальной художественной традиции, но и принципам отдельных течений западной культуры.

В экспозиции представлено более шестидесяти работ из керамики и фарфора, стекла, металла и лака, характеризующих различные направления в современном японском искусстве и сочетающих новаторство и традицию. Некоторые из представленных художников имеют звание "Живое национальное сокровище".

Среди них Минори Ёсида - керамист, много экспериментировавший с техниками и способами орнаментации изделий, с использованием золота в декоре. Одну из лучших работ мастера, блюдо с изображением ветки с листьями, выполненной золотом, можно увидеть на выставке.

Интересные решения на основе национальной традиции предлагают Саёко Эри в работе "Весенний ветер", где ощущение движения передано с помощью золотой нарезки (кириканэ) и цветовой гаммы, и Oгe Итиситма в лаковой шкатулке "Молния" с эффектным использованием традиционных техник напыления и инкрустации. Мастер Юрико Мацудо в наборе "Чайник и две чашки с блюдцами" исходит с одной стороны из народного творчества - форма чайника, а также яркость, красочность росписи перекликается с деревянными и керамическими народными изделиями, с другой - формы чашек и блюдец напоминают предметы западных мастеров.

Большое внимание керамисты уделяют формам изделий. Нередко новые формы сочетаются с традиционными мотивами орнаментики. Такова, например, роспись невысокого фарфорового сосуда, украшенного крупным изображением цветка пиона работы Нобухико Суэока.

В ряде произведений авторы прямо указывают на стиль, который послужил им источником вдохновения. Так, для Рёдзи Коиэ это был стиль "орибэ", названный по имени известного мастера чайных церемоний XVI в. Фуруты Орибэ. Отзвуки этого стиля, творчески измененные автором, видны в форме и декоре сосуда с крышкой. Другие мастера; как, например, Юити Ямамото в декоре чаши с ярко-красными линиями, обращаются к стилю "бидзэн" с его характерной красно-коричневой глиной.

К традициям предшествующих эпох обращаются не только керамисты, свидетельством чему служит лаковый поднос в форме цветка Арихико Нацумэ, сделанный в стиле "нэгоро" (так назывались изделия мастеров монастырского комплекса XII - XIII вв. Нэгоро, покрытые красным лаком, под который нередко наносили слой черного лака) и коробочка для поэтических карточек "Ливень" работы Каору Утино. Поэтические карты использовались для игры "Сто стихотворений ста поэтов". Классическими лаками навеяна шкатулка с узором из листьев Ясуко Окамура, хотя и цветовое решение и трактовка самих листьев иные.

Художники стремятся выразить свое представление о красоте используя новые приемы работы с материалом: Ятаро Амэмия в своей каменной вазе "Конец времени", поражающей несмотря на сравнительно небольшие размеры монументальностью и мощью, Масаюки Хасимото в оригинальной композиции "Солнечный свет сквозь листву". Некоторые мастера идут по пути сознательного упрощения формы ("Выдолбленный кувшин" Ре Миками) или, напротив, придания ей необычных очертаний, которые порой затрудняют определение функционального назначения предмета (кувшин работы Кадзусико Сато).

Интересны "Стеклянная граница" Ёсинори Масуда и "Ростки" Дзюн Фудзита - произведения, выполненные в стекле, - материале, не традиционном для Японии и появившемся на острове Кюсю в XVII в. под влиянием европейцев.

Куратор выставки - Татьяна Борисовна Арапова, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.



Чайник и две чашки с блюдцами
Юрико Мацуда



Блюдо с изображением растений
Минори Ёсида



Чаша в стиле Бидзен
Юити Ямамото



Ваза
Ёсиро Кимура



Ваза с изображением листьев хризантемы
Хидэо Кобаяси



Сосуд для воды, стиль Ига
Кадзу Ямада



Чаша с изображением магнолии и эффектом материи
Мотохико Ито

Комментарии

  1. Была на этой выставке, красота необыкновенная!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий