Выставка традиционной японской керамики в РЭМ. Апрель 2003.

«Чайный путь к просветлению»
Автор статьи: Елена Невердовская

Мы мало задумываемся о форме чашки, в которую привычно наливаем каждое утро чай или кофе. Скользнув взглядом по орнаменту на керамической посуде, мы и не вспоминаем о символическом значении рисунка, о зашифрованном знании. Мы воспринимаем посуду функционально: современный дизайн делает ее все более удобной, декор - приятной для глаз. И только.


Непосредственная связь между формой посуды, ее видом, цветом, фактурой и религиозными, философскими представлениями еще существует в Японии. Чайная церемония в этой стране - один из возможных путей для постижения Сущего посредством медитации. Это "чайный путь". Все его этапы строго расписаны: каким должно быть помещение, какой рисунок может украшать ширму, какой цветок - вазу. Особое требование предъявляет мастер чайной церемонии к посуде, которая должна сочетать невзыскательную простоту (ваби) с утонченной красотой (юген). Есть чайная керамика для глаз - горшок для воды (мицусаси), баночка с крышкой для чая (чаире), чайник. И есть самое важное - чаша (чаван), которую участник чайной церемонии берет в руки. Она может быть похожей на пиалу (ван-нари), цилиндрической (тсутсу-нари) или даже в форме блюдца (Хира-Чаван). Есть чаши, покрытые темной глазурью, есть - украшенные спиралью или рисунком.


Посуду, которую используют для проведения чайной церемонии в современной Японии, можно увидеть на выставке традиционной японской керамики в Российском Этнографическом музее. В рамках "Фестиваля японской культуры в России - 2003" будут представлены произведения более 50-ти японских мастеров. Это работы и знаменитых Каваи Кандзиро и Хакамада Седзи, открывших для мира японскую керамику, и предметы, выполненные современными мастерами.

Оригинальный текст: http://www.arteria.ru/20_04_2003_2.htm

Комментарии