Разнообразие стилей и техник Кутани

Данная статья является компиляцией автора блога.
Любое копирование обязательно сопровождать ссылкой на блог. 

Памятник Ри Сампэй в Арита. 
Фарфор в Японии появился относительно поздно - почти на тысячу лет позже, чем в Китае (620 г.). Все это тысячелетие японский двор был вынужден покупать дорогой китайский фарфор с материка или же использовать простую глиняную посуду.

Только после корейского похода Тоётоми Хидэёси, когда с корейского полуострова были вывезены целые семьи форфористов, тысячелетняя жажда фарфора могла быть утоленной. 

В 1616 году корейский керамист Ри Сампэй обнаруживает в Арита залежи белой глины. Тогда же было изготовлено первое японское фарфоровое изделие. 

В деревне Кутани (в пер. с яп. яз."долина девяти деревень") были обнаружены кварцевые залежи и местный правитель Маэда Тосихару способствовал постройке первой печи под управлением Гото Сайдзиро (1623-1704) - мастера, который решил пойти простым путём и не изобретать велосипед ведь секрет изготовления фарфора находится совсем рядом - в Арита. Проучившись у Сакайда Какиэмона, он выведывает секреты, технологию и способствует появлению фарфора Кутани. 

Ко-Кутани или Старый Кутани (古九谷).  1650-1704 гг. 

Белая глина в Японии отличалась высоким содержанием железа и различных примесей, поэтому черепок не обладал нужной белизной, был весьма тяжелый, крупнозернистый. Непластичность сырья не позволяла использовать гончарный круг и формовка производилась на специальных формах, а не на гончарном круге. Пятицветная роспись госай - красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Стиль росписи был ориентирован на  китайские традиции школ эпох Мин и Цин. Мотивами были цветы, птицы, пейзажи, геометрические орнаменты. 

Данный вид фарфора очень схож с Арита, но в отличии от Арита Кутани изготавливался не на экспорт. Вскоре Ко-Кутани пришло к упадку и печи закрылись почти на сто лет. Причиной закрытия печей некоторые исследователи связывают с кончиной Гото Сайдзиро и его покровителя. Другая версия связана с контрабандой фарфора Ко-Кутани. Еще одна версия гласит, что изделия печей Кутани подпали под очередной декрет правительства о запрете на роскошь.    
Блюдо Ко-Кутани

Мокубэй (木米). 1805-1816 гг. 

Название данного стиля произошло от имени мастера Аоки Мокубэй (1767-1833), который был приглашен в Кутани для возрождения керамического производства после ста лет упадка. 

До приезда в Кутани, Мокубэй уже снискал славу в Киото как керамист, интеллектуал, знаток китайской живописи и мастер чайной церемонии сентя (листовой зеленый чай). Создавал утварь для чайной церемонии.

Керамика Мокубэя также, как и Ко-Кутани пятицветная - госай. Особой чертой стиля мастера стал красный цвет, который служит фоном его изделий. Не стоит однако считать такой тип керамики единственным в творчестве Мокубэя. Он также создавал изделия сомэцукэ (бело-синюю керамику и фарфор).

Сюжеты мастер брал из китайской прозы, поэзии и даосских текстов. Частым был мотив цветов и птиц.  Вся поверхность изделий заполнялась надглазурной и подглазурной росписью, черепок практически не проступал.

Многоуровневая коробка для еды. Фарфор, надглазурная роспись. Фрукты и сцены из китайской мифологии. Аоки Мокубэй, начало 19 века. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Ёсидая (吉田屋). 1824-1831 гг.

Стиль получил название от The Yoshidaya Kiln Company - компании, основателем которой был Тоёта Дэнуэмон 4-ый. Его бизнес псевдоним был Ёсидая. После упадка печей Кутани Дэнуэмон 4-ый решил инвестировать в фарфор и возродить Ко-Кутани. 

Для достижения цели были приглашены в знаменитые художники-керамисты - Хонда Тэйкити и Аоя Гэнуэмон. 

Стилистические особенности фарфора Ёсидая заключались в четырёхцветности изделий - зеленый, синий, фиолетовый и желтый. Последний использовался как фоновый цвет и покрывался ритмичным точечным рисунком. Изделия Ёсидая часто называют Ао-Кутани (синий или зеленый Кутани).

Как и в фарфоре Мокубэй, в Ёсидая практически не было проступающих сквозь надглазурную роспись участков белого черепка изделия, вся поверхность покрывалась растительными орнаментами, изображениями цветов и птиц.  Причиной тому была та же проблема, что и в фарфоре Ко-Кутани и Мокубэй - мастерам пока не удавалось достичь чистого белого оттенка черепка.

Кроме того, черный контур рисунка Ёсидая стал тоньше в сравнении с Ко-Кутани и, как следствие, роспись приобрела большую утонченность и детализацию. 

На протяжении своего недолгого существования, компания Ёсидая испытывала финансовые трудности, дело становилось нерентабельным, а владельцы компании сменяли друг друга, передавая наследнику всё большие долги. В конце концов Дэнуэмон 7-ой, не справившись с положением дел, продал дом и семейный бизнес в 1833 году. 

Однако, вклад компании Ёсидая несмотря ни на что велик и стиль Ко-Кутани получил если не продолжение, то развитие. И поныне существуют мастера, создающие фарфор в стиле Ёсидая. 
Ваза с павлинами. Ёсидая.

Иидая (飯田屋) 1830-1845 гг.

Миямото Уэмон купил печь Ёсидая у Дэнуэмона 7-го и нанял прекрасного рисовальщика Иида Хатироэмон. На тот момент Иида уже получил опыт росписи ака-э (в пер. с яп. "красная картина") в печах Миндзан, работая у Миямото Уэмона он становится основателем стиля Хатиродэ или Иидая. Следует отметить, что в то время уже существовали и дургие художники ака-э, судя по всему это был популярный способ декора фарфора и керамики.   

В стиле Иидая использовалась роспись красным по белому фарфору с орнаментальными мотивами золотом. Черепок фарфора и в то время не отличался белизной, но в сочетании с красной и золотой красками - этот "дефект" не требовалось маскировать. Иида Хатироэмон был искусным рисовальщиком и его изделия отличаются тонкостью линии и детализацией декора - цветы и птицы, разнообразные растительные и геометрические орнаменты, пейзажи. 

Печь Миямото производила не только изделия Иидая, но и Ёсидая и Ко-Кутани. Наряду с чашами для чая, и утвари для чайной церемонии создавались сосуды для сакэ. 

Бутыль для сакэ. Стиль Иидая.

Эйраку (永楽) 1865-1868 гг.

Художественный стиль Эйраку приобрел известность, когда мастер в 12-ом поколении Эйраку Вадзэн (1823-1896) прибыл из Киото, в Кутани чтобы управлять печью Миямотоя, где существовал до этого стиль Иидая и которая с приездом мастера была переименована в Кутанихон. 

Кинрандэ - название техники росписи золотыми арабесками по цветному фону, известного с 16 века и пришедшего в Японию из Китая. Эйраку Вадзэн использует золотую роспись по красному фону изделий. 

Однако, красно-золотой не единственный тип фарфора, который создает мастер. Необходимо упомянуть, что отец Вадзэна - Дзэнгоро Ходзэн (1795-1854) 11-ый освоил секрет китайского фарфора династии Мин, и на ряду с кинрандэ превосходно владел техниками сомэцукэ (бело-голубой фарфор), селадон и др. Эти техники, как фамильное достояние и перенял Эйраку Вадзэн.

Эйраку Вадзэн. Чаша в техниках сомэцукэ и кинрандэ.
Сёдза (庄三) 1841-настоящее время.

Название художественного стиля происходит от имени мастера Сёдза (1816-1883), который также, как и его предшественники был приглашен в Кутани для развития фарфорового производства.

Его творчество примечательно тем, что он использует все перечисленные выше стили, чтобы создать богато украшенные, филигранно выполненные работы, которые быстро стали популярны на западе. Изделия Сёдза так пришлись по вкусу европейцам, что отныне именно его стиль стали считать "настоящим" Кутани. Его даже стали называть Отцом Кутани. 

Из его мастерской вышло много прекрасных мастеров. В числе самых знаменитых Касами Яитиро, Такэгоси Дзэмбэй I,Токуя Сандзи, Накагава Дзинсаку, Исо Эмон, Накано Тюдзи. 

Блюдо в стиле Сёдза. Возможно, сам Сёдза. 
Это были основные художественные стили печей Кутани. Ниже перечислены другие разновидности декора фарфора Кутани. 

Аотибу - (от яп. "Синее зерно") способ оформления фарфора и керамики путем нанесения сине-зеленых точек часто в виде центрических линий. Мастер должен соблюдать равномерное нажатие на кисть, чтобы точки были одного размера и располагались строго по незримому контуру рисунка. Благодаря такому способу декора, поверхность изделия становилась рельефной. В дополнение к синим точкам фарфор оформлялся изящными золотыми арабесками в виде цветов. Имеются вариации, когда вместо синей эмалевой краски используется белая или золотая, а также совмещение с другими техниками, например с кинрандэ. 


Гинсай - ("гин"от яп. "серебро") нанесение серебряной фольги под прозрачную или цветную глазурь изделия. Также существует Юри Кинсай - техника с использованием золотой фольги.

Как следует из определения, техника отличается от кинрандэ тем, что серебро и золото (в листах или порошковое) наносится под прозрачную глазурь, что создает более яркое сияние росписи. Таким образом золото и серебро не потускнеет, не оботрется и будет служить в веках. 
Ваза с журавлями. Гинсай.
Ваза Юри Кинсай с орнаментом "сараса". Ёсита Минори, 2012 г.

Ёсай - способ декора четырьмя цветами путём поливания поверхности изделия глазурями таким образом, что две рядом нанесенные глазури смешиваются, создавая мягкие переходы и новые оттенки. Чем-то данная техника напоминает сансай. Знаменитыми мастерами Ёсай являются Ясокити Токуда III и Хироси Сибата. 
Ясокити Токуда III. Ваза Ёсай, 2003 г. 
Источники: 
1. www.kutani.co.jp
2. www.ishibi.pref.ishikawa.jp
3. www.onishigallery.com
4. www.gbouvier.com


Комментарии